ДОСТУПНЫ ВСЕМ ЖЕЛАЮЩИМ

НАШИ ВЫПУСКИ

Для нас важно, чтобы уровень понимания предметной области постоянно повышался.

   15 августа 2021 г.

 

Управление бизнес-процессами: каким компаниям оно подходит

Введение

Управление бизнес-процессами (Business Process Management или BPM) – модное веяние в среде российских компаний. Руководители без обдумывания подключают автоматизированные системы, не до конца разобравшись в их возможностях и необходимости в них. В итоге у большинства впустую тратятся деньги, а на плечи сотрудников ложатся дополнительные обязанности, которым они, мягко говоря, не очень рады.

Грамотное управление бизнес-процессами требует тщательной подготовки, а также четкой цели – для чего все это нужно. Правильно отработанный каждый этап потом вернется сторицей в виде высвобожденного времени у подчиненных, существенного роста прибыли и довольных клиентов.

Описание бизнес-процесса

Бизнес-процесс – это комплекс мероприятий, процедур, операций, действий, которые регулярно повторяются и ведут к определенному результату. При выполнении бизнес-процесса всегда используются те или иные ресурсы: кадровые, сырьевые, технологические, технические, информационные, финансовые и пр. В результате бизнес-процесс формирует продукт, который обязательно должен иметь определённую ценность для своего потребителя.

Если говорить простым языком, то бизнес-процесс – это то, как в компании организован способ предоставления клиентам различных сервисов.

Не случайно акцент сделан именно на предоставлении сервиса. Если в представлении сотрудников предприятие – это набор различных сервисов, то в своей работе они всегда будут руководствоваться ожиданиями клиентов. Таким образом, в компании будет процветать клиентоориентированный подход, что является правильным с позиции BPM. И именно так управление бизнес-процессами компании представлено в стандарте ИСО 9001 и в BPM CBOK.

Действия, которые предпринимает организация для создания ценного для клиента продукта – это не только его производство и продвижение. Цепочка также включает в себя:

  • получение банковского займа;
  • возврат оборудования в магазин электротоваров;
  • найм сотрудников;
  • поставка сырья для производства;
  • сдача отчетных документов в ФНС.

Из приведенных примеров ясно, что под бизнес-процессом понимается не только внешнее взаимодействие с клиентом, но также и организация внутренней деятельности предприятия.

Давайте посмотрим, как устроены бизнес-процессы кредитного учреждения. Часть процессов – это работа непосредственно с клиентами. Сюда входит выдача кредитов, выпуск карт, возврат долгов. Другие же процессы остаются невидимыми для клиентов, поскольку направлены на сотрудников. Ведь последние также участвуют в жизни предприятия: их нужно принимать на работу, обучать, отправлять в отпуск и командировки, увольнять.

И поскольку работников у банковского учреждения очень много, данный процесс цикличен и подчиняется определенным правилам.

BPM, BPMN и BPMS – основные понятия

Когда профессиональные консультанты рассказывают об управлении бизнес-процессами, они нередко злоупотребляют описаниями технической стороны. Естественно, важно знать, кто и какую роль будет играть в текущей бизнес-модели, а также понимать схематичное изображение процессов. Однако увлекаться подробностями имеет смысл, только если участники бизнеса уже согласились с предложенной концепцией BPM (Business Process Management).

Если с таким подходом бизнесмены сталкиваются впервые, он может показаться им чересчур сложным. А главная задача Business Process Management – не запутать, а наоборот, прояснить ситуацию, помочь компании увидеть возможные точки роста, чтобы выжать из них максимум.

Но перед этим необходимо познакомить людей из бизнеса с главными моментами процессного подхода. Для начала следует коротко рассказать, что представляют собой такие понятия, как BPM, BPMN и BPMS. А затем объяснить, как они могут повысить продуктивность работы.

  • BPM (Business Process Management) – это системный подход к управлению бизнес-процессами, главная идея которого организовать деятельность предприятия таким образом, чтобы связать цели организации и ожидания клиентов. Важно понимать, что BPM подразумевает под собой не только теорию, но и её практическое применение.
  • BPMN (Business Process Model and Notation) – нотация моделирования бизнес-процессов. В двух словах, – это стандартизированный метод отображения блок-схем, который позволяет создавать и обмениваться простыми для понимания диаграммами. Эти диаграммы могут визуально моделировать этапы бизнес-процесса от начала до конца. Проще говоря, – это такой способ интерпретации бизнес-процессов, который помогает техническим специалистам донести главные идеи BPM до бизнесменов.
  • Для реализации системного подхода используют BPMS (Business Process Management System), то есть специальное программное обеспечение, без которого претворить в жизнь необходимые бизнес-процессы будет сложно.

Если проводить аналогию с наукой, то BPM – это прежде всего подход, своего рода мировозрение. BPMN – это методы и алгоритмы решения конкретных задач. Например, доказательства для теорем или набор методов для создания проекта обеспечения электричеством объекта (производства, многоквартирного дома). А, в свою очередь, BPMS – это уже готовые прикладные решения, которые можно «включить» и они уже будут работать. Для математики это – готовые решения задач, имеющих практическое значение. Для физики – непосредственное реализации той самой электропроводки и подключение объектов. Для сферы IT – готовый программный код.

Естественно, технологии и прочие элементы являются лишь дополнительными элементами, которые позволяют бизнесу применить на практике концепцию процессного подхода.

Составляющие деятельности

Чтобы не оказаться в ситуации, когда, действуя из лучших побуждений, получаешь не тот эффект, которого ожидал, следует понимать, какой элемент деятельности вы пытаетесь урегулировать или оптимизировать на данном этапе. Для этого необходимо знать точные определения всех составляющих деятельности:

  • Задача – работа одного сотрудника, которую он выполняет за один раз в течение конкретного промежутка времени. Следующая задача будет подразумевать уже другие требования.
  • Функция – это действия, которые один сотрудник выполняет многократно. Правила и нормы, на которые он ориентируется в своей деятельности, всегда одни и те же.
  • Проект – деятельность нескольких исполнителей в течение длительного периода времени, выполняется однократно. Новый проект всегда подчиняется другим условиям и правилам.
  • Процесс – это работа, выполнение которой подразумевает постоянное повторение четких алгоритмов действий; в процессе задействованы сразу несколько сотрудников.

Таким образом, если предприятие занимается проектной деятельностью, то пытаться внедрять в нее жесткие бизнес-процессы бессмысленно. Ведь процессный подход подразумевает управление тем, чего в компании такого типа нет. Точно также не стоит браться за оптимизацию системы управления проектами, если работа в организации построена на процессах. Вы рискуете понести затраты и еще больше усложнить ситуацию.

Каким компаниям подходит BPM

У маленькой организации (10-30 сотрудников) с упрощенными бизнес-процессами и расплывчатой целевой аудиторией есть одна сильная сторона. Как правило, такие компании очень легко приспосабливаются к изменениям и быстро реагируют на различные ситуации. Если в такой организации насаждать жесткие схемы и четкие нормативы, то можно лишить ее конкретного преимущества.

Однако когда компания растет, упомянутые выше достоинства становятся недостатками. Появляется ощущение, что деятельность ведется хаотично и нет слаженности, поскольку каждый из сотрудников движется в своем направлении. Контролировать работу такой организации уже непросто, поэтому пора задуматься о внедрении бизнес-процессов. На этом этапе задачей является создать такую систему управления бизнес-процессами, которая сможет объединить действия нескольких десятков сотрудников.

Еще один важный нюанс касается регламентации. Четко прописывать и документировать стоит лишь те процессы, которые полностью отлажены и многократно повторяются. Если же те или иные процессы все время меняются, то их нужно тестировать и выбирать наиболее эффективные.

И в-третьих, нужно учитывать специфику деятельности компании. Четкая регламентация бизнес-процессов возможна не на всех предприятиях. Сюда относятся компании, которые занимаются различными проектами, например, строительные компании или производства чего-либо на заказ. Как показывает практика, эффективно управлять ими через отлаживание бизнес-процессов невозможно. Проектная деятельность подразумевает под собой наличие планов, дедлайнов, четкого бюджета и других рамок, поэтому здесь нужны другие рычаги управления.

Бизнес-процессы успешно внедряются в компаниях, которые функционируют на основе многократно повторяющегося алгоритма действий. Это ритейловые фирмы, серийные производства и т.д. Для них внедрение бизнес-процессов становится тем самым механизмом, который обеспечивает их бесперебойную работу.

В заключении следует отметить, что процессный подход идеально подойдет государственным компаниям. Здесь важно повышать уровень сервиса и качество работы, при этом также важна стандартизация обслуживания. В государственной компании клиенты не ждут каких-то бонусов или особых инициатив. Но услуга должна быть выполнена от и до на соответствующем уровне.

В коммерческих компаниях процессный подход хорош для стандартизации работы, он позволит «подтянуть» уровень обслуживания до определенных стандартов. С одной стороны – это большой плюс. С другой – одновременно и минус, так как инициативные и талантливые сотрудники при всем желании никак не смогут себя проявить и принести больше пользы и прибыли. Процессный подход – это именно стабильность и определенная статичность. А потому при его использовании нужно четко понимать, где вас такой вариант работы устраивает, а где лучше предоставить людям больше свободы.

Подведя итоги из всего вышесказанного можно сделать вывод, который обычно игнорируется:

Деятельность предприятий различается по своей сути. Поэтому в разных случаях эффективными оказываются разные инструменты управления. Если это не учитывать, а полагаться лишь на теорию процессного подхода, то оптимизация и управление бизнес-процессами не дадут нужного результата.