ДОСТУПНЫ ВСЕМ ЖЕЛАЮЩИМ

НАШИ ВЫПУСКИ

Для нас важно, чтобы уровень понимания предметной области постоянно повышался.

   25 августа 2021 г.

 

Система постановки целей SMART (СМАРТ)

SMART – английская аббревиатура от названий критериев, которым должна соответствовать правильно поставленная цель. Используется в менеджменте и проектном управлении для определения целей и постановки задач.

Введение

Технология SMART (СМАРТ) – современный подход к постановке работающих целей, который позволяет на этапе целеполагания обобщить всю имеющуюся информацию, установить приемлемые сроки работы, определить достаточность ресурсов, предоставить всем участникам проекта ясные, точные, конкретные задачи.

Идея управления организацией с помощью целеполагания пришла к нам из США. Её в 1954 году описал американский экономист, социолог Питер Фердинанд Друкер на страницах книги «Практика менеджмента».

А 11 лет спустя основатель компании Leadership Management International (США) Пол Дж. Мейер развил эту концепцию и первым использовал термин SMART. В 1981 году технология получила полное и исчерпывающее описание в статье Джорджа Дорана, директора отдела планирования компании Washington Water Power – «Как правильно ставить умные цели».

SMART – это тот редкий случай, когда аббревиатура соответствует содержимому. Перевод слова smart звучит с английского как «умный». Планирование по-умному. Само слово разбирается на простые и понятные составляющие. Каждая буква наделена смыслом – критерием которому должна соответствовать правильно поставленная цель.

Буква Английский термин Русский термин Описание критерия
S Specific Точные и конкретные Что конкретно вы хотите достичь?
M Measurable Измеримые Как вы поймёте, что результат достигнут?
A Achievable Достижимые В чём вызов вашей цели? Её реально достичь?
R Relevant Релевантные (уместные) Не противоречит ли это основной стратегии?
T Time bound/framed Ограниченные во времени Сколько времени нужно для достижения цели?

Согласно технологим SMART, правильно поставленная ЦЕЛЬ ДОЛЖНА БЫТЬ: «ТОЧНОЙ И КОНКРЕТНОЙ», «ИЗМЕРИМОЙ», «ДОСТИЖИМОЙ», «РЕЛЕВАНТНОЙ (УМЕСТНОЙ)» И «ОГРАНИЧЕННОЙ ВО ВРЕМЕНИ».

А теперь подробнее о критериях технологим SMART.

S (Specific – «Точные и конкретные»)

При постановке целей проекта необходимо делать их максимально точными и конкретными. Это позволяет исключить различные интерпретации у постановщика и исполнителя.

Неконкретную формулировку допускают часто и она плохо влияет на дальнейшее планирование. В правильно сформулированной цели вы легко сможете ответить на вопросы: что? кто? где? как? когда? и зачем?

При формулировке цели используйте глаголы-действия: «привлечь», «продать», «закупить», «опубликовать» и другие. Глаголы-абстракции «оптимизировать», «усовершенствовать», «улучшить», «развить» лучше забыть.

Примеры:

  • Не поднять продажи предприятия, а достичь показателей лучше аналогичного периода за прошлый год на 40%.
  • Не «купить дом», а «заработать 2 миллиона за полгода и приобрести дом в коттеджном посёлке «ХХХ».

M (Measurable – «Измеримые»)

Цели должны быть измеримыми. В них должны присутствовать количественные или понятные качественные показатели, характеристики, по которым в итоге будет ясно, что цель достигнута.

Когда появятся цифры, цель можно будет разбить на подцели, назначить исполнителей и составить график.

Измеримость целей приносит сразу несколько бонусов:

  • Во-первых, если имеется числовой показатель достижения цели, тогда вы точно знаете на каком этапе работы вы находитесь и сколько вам осталось;
  • Во-вторых, вы точно знаете, сколько вы прошли, иногда бывает полезно посмотреть назад, чтобы поднять свою мотивацию;
  • И в-третьих, по завершении работ вы сможете посчитать на сколько процентов ваша цель достигнута.

Пример:

  • Если нужно создать сайт, следует задать критерии измеримости (интернет-магазин на 1000 товаров, бюджет до 30 000 рублей и т.п.).

A (Achievable – «Достижимые»)

Критерий помогает оценить, за счёт чего планируется достичь цель и возможно ли её достигнуть вообще.

При обдумывании любых планов важно соотносить имеющиеся в наличии ресурсы и возможности с желаемым результатом.

Пример:

  • Предположим, вы, будучи обычным офисным работником или домохозяйкой, поставили цель: через полгода получить одобрение комиссии для полета на Луну. Конкретно? Измеримо? Всё верно! Достижимо? Вряд ли…

Вариантов оценки достижимости также много как самих целей и способов их измерений. Это:

  • материальные и моральные ресурсы;
  • время;
  • умения;
  • знания;
  • финансовые возможности;
  • здоровье…

R (Relevant – «Релевантные (уместные)»)

Критерий позволяет понять, не противоречит ли описание цели основной стратегии. С его помощью важно ответить на вопрос «А зачем это делать?». Необходимо удостовериться, что выполнение данной цели действительно позволит достичь желаемого, что оно действительно целесообразно.

Иными словами, цель должна соответствовать планам развития бизнеса и не должна конфликтовать с другими целями.

Примеры целей, которые плохо стыкуются:

  • «Выспаться», «бегать в 5 утра», «проводить с мужем время после его возвращения с работы в 24:00»;
  • «Сокращения 80% штата» и «выход на прибыль в 200% в сравнении с прошлым годом».

Если есть противоречия, то цель надо пересматривать и корректировать.

T (Time bound/framed – «Ограниченные во времени»)

Установка момента времени, до которого цель должна быть достигнута (задача выполнена). Проще говоря, у каждой цели должен быть срок.

При обсуждении сроков для выполнения задач или достижения целей, нельзя не вспомнить один эмпирический закон – закон Паркинсона: «Любая работа увеличивается в объёме, чтобы заполнить всё отпущенное на неё время».

Когда у задачи нет срока, она вытесняется лругими срочными задачами и шанс того, что до неё когда-нибудь дойдут руки падает. Если у цели нет конечных временных границ, то достигать её можно бесконечно. Чёткие сроки заставляют действовать и проверять промежуточные результаты в процессе.

Если в формулировке цели есть слова «когда-нибудь», «в будущем», «в ближайший год», это не СМАРТ-цель.

Примеры:

  • Похудеть с 65 до 60 кг за 100 дней;
  • Читать раз в неделю по одной развивающей книги на тему коучинга, психологии, тайм-менеджмента в течение полугода;
  • Выучить 500 испанских слов к Новому году.

Правила, которых стоит придерживаться

Перечислим основные правила, которых стоит придерживаться в работе с концепцией SMART:

  • Правильно определяйте приоритеты. Самым важным критерием является R (релевантность), а вовсе не S (конкретность), как можно было бы подумать. Потому что важнее определить не что именно делать, а зачем это делать.

  • Записывайте, а не держите в уме. Цели лучше формулировать в письменном виде. Так проще корректировать и составлять детальный план, вплоть до должностных инструкций.

  • Стремитесь к гибкости. Учитывайте, что всегда могут появиться новые обстоятельства, влияющие на цель.

  • Мотивируйте исполнителей. У сотрудников должны быть показатели успешного выполнения задачи, за которое их ждёт поощрение, например процент к заработной плате.

 

Реализация СМАРТ-цели

Мало правильно сформулировать цель. Самое сложное начинается потом – цель нужно реализовать. После того как определили цель, её нужно декомпозировать на более мелкие цели и задачи, разделить на сотрудников и контролировать процесс выполнения.